На заключительном этапе Ливонской войны король Речи Посполитой Стефан Баторий успешно отбил у Ивана Грозного почти все земли, захваченные царем в предшествующие годы. В частности, в 1579 г. Баторий взял Полоцк, захватив в плен почти 6000 русских солдат.
Король на протяжении всей войны обращался к войскам и народу Московского царства, предлагая им перейти на службу Речи Посполитой (мотивировал он это тем, что Грозный — тиран и изверг, что, в целом, было верно). Возможность сменить подданство Баторий дал и пленным, захваченным при взятии Полоцка. Почти все они отказались и предпочли вернуться в Россию, хотя король и относился к ним предельно уважительно, а Иван Грозный (к этому моменту дошедший до окончательной паранойи), как им было известно, скорее всего, должен был посадить их на кол за сдачу города. Многих он и вправду казнил. Тем не менее, в большинстве своем солдаты предпочли такую смерть переходу на сторону Стефана Батория. Вероятно, дело было в том, что это были русские люди.
Этот эпизод, мне кажется, очень поучителен и что-то говорит о нашем «национальном характере» и о том, что такое для нас любовь к Отечеству — порой грустная, но уж какая есть (да и вообще, лучшие истории любви — они часто грустные). «Потому что есть такое понятие — Родина, сынок», как в том анекдоте.
* * *
«...король Стефан Баторий... приказал вывести сдавшихся Московитян, оставшихся еще в крепости. С этой целью были назначены пристава для защиты их от оскорблений солдат; выходившим было назначено на выбор два места: на одно шли те, которые желали поступить под власть и покровительство короля, на другое те, которые хотели возвратиться в Москву. Тем и другим предоставлена была свободная воля для решения вопроса о себе и о своих выгодах; большая часть избирала возвращение в отечество и к своему царю. Замечательна их любовь и постоянство в отношении к тому и другому; ибо каждый из них мог думать, что идет на вернейшую смерть и страшные мучения».
Рейнгольд Гейденштейн. Записки о московской войне. СПб. 1889. С. 69-70